Брестчина отказалась от перекрестного субсидирования в системе ЖКХ
Опубликовано 17.04.2014
C 1 января этого года система ЖКХ Брестской области работает в новых, уникальных для Беларуси условиях. Область утвердила новые тарифы для юридических лиц, почти вдвое ниже существовавших. Одновременно регион перешел на планово-расчетные цены для населения.
«Итоги работы за 1-й квартал показали, что мы на правильном пути», – уверен генеральный директор Брестского областного УП «Управление ЖКХ» Сергей Лобанов. Особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства Брестской области и возможность полного отказа от перекрестного субсидирования в масштабах страны с учетом опыта нашего региона обсуждались в понедельник в Малорите, где прошло выездное заседание рабочей группы по изучению проблемных вопросов в сфере ЖКХ. Рабочая группа, напомним, была создана по поручению главы государства и возглавил ее председатель Комитета госконтроля РБ Александр Якобсон.
Камень на шее
Того, что перекрестное субсидирование ложится тяжелым камнем на реальный сектор экономики, не отрицает никто. Суть его в том, что часть затрат на коммунальные услуги, которые недоплачивает население, покрывают предприятия. К примеру, себестоимость водоснабжения в прошлом году в целом по Беларуси составила 5017 рублей за кубометр. Тариф для населения только с 1 января вырос до 1000 руб, а до этого был еще ниже. При этом тариф для предприятий всех форм собственности, в том числе и бюджетных, составлял в прошлом году 10 000 рублей. Разница, а это в общей сумме свыше 2,5 трлн рублей, направлялась на покрытие убытков от низких тарифов для населения. Для сравнения: бюджетное субсидирование в тарифах на водоснабжение в прошлом году составило 1,51 трлн рублей. Аналогичная ситуация и с другими коммунальными услугами. В итоге тарифы для предприятий оказались настолько «взвинченными», что те попросту начали отказываться от государственных услуг и строить собственные котельные и водозаборы.
Уход Брестской области от перекрестного субсидирования позволил кардинально изменить ситуацию в реальном секторе экономики. Решением облисполкома были утверждены тарифы для юридических лиц, исходя из себестоимости услуг плюс 20 % рентабельности. В итоге только за первый квартал, по словам Сергея Лобанова, юрлица снизили свои расходы на коммунальные услуги на 88,5 млрд рублей. В частности, снижение тарифов на воду и канализацию позволило ОАО «Савушкин продукт» сэкономить 3,3 млрд рублей, СП ОАО «Брестгазоаппарат» – 375 млн руб. Предполагается, что уменьшение затрат предприятиями реального сектора экономики приведет к снижению себестоимости их продукции и, как следствие, к снижению цен.
Расчет по плану
Вторая составляющая новых условий, в которых работает система ЖКХ Брестского региона, это планово-расчетные цены для населения. Формируются они облисполкомом исходя из себестоимости услуг плюс минимальная рентабельность. При этом население продолжает платить по тарифам, утвержденным правительством, а разницу доплачивает бюджет. Так как в разных регионах и даже городах себестоимость услуг разная, планово-расчетные цены тоже для всех разные. Сергей Лобанов считает такую систему формирования цен более правильной. «Если мы снижаем себестоимость той или иной услуги, вся сэкономленная сумма остается в распоряжении предприятий ЖКХ. То есть появляется их заинтересованность в том, чтобы снижать себестоимость», – говорит он. По итогам 1-го квартала предприятия ЖКХ области заработали около 70 млрд рублей прибыли. Правда, есть маленькая ложка дегтя: бюджет рассчитывается с коммунальщиками по-прежнему не вовремя. «Бюджет должен был нам выделить субсидии за первый квартал в размере 413 млрд рублей, но фактически отрасль профинансирована в объеме 308,3 млрд рублей (24,6 % при потребности 33 %)», – приводит цифры Лобанов. Впрочем, начальник главного финансового управления облисполкома Иван Вабищевич обещает, что в апреле-мае область свои обязательства перед коммунальной отраслью выполнит.