Результаты проверки показали, что средства на строительство социальных объектов используются неэффективно
Коллегия Комитета государственного контроля Брестской области рассмотрела результаты проверки эффективности использования государственных средств на строительство социально значимых объектов.
В заседании приняли участие представители Брестского облисполкома, местных исполнительных органов власти, проектных организаций, заказчиков, а также других участников строительства.
Проверками установлено, что коммунальные унитарные предприятия управлений капитального строительства при выполнении функции государственного заказчика по строительству объектов социального назначения, подрядные и проектные организации области не обеспечили в полной мере исполнение требований законодательства об архитектурной и градостроительной деятельности, допускают неэффективное расходование государственных средств и использование их с нарушением законодательства на всех этапах строительного процесса.
В ряде случаев уже на этапе проектирования заказчиками не организован должный контроль за качеством проектно-сметной документации, в связи с чем в процессе строительства возникает необходимость выполнения дополнительных работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией, а также изменения проектных решений.
Не исключены случаи неэффективного использования бюджетных средств на разработку проектно-сметной документации. К примеру, до сих пор невостребованной остается проектно-сметная документация на реконструкцию Брестской областной библиотеки имени Горького. Для ее разработки в марте 2009 года использованы бюджетные средства в сумме Br153,7 млн., однако работы на объекте так и не начаты.
Государственными контролерами установлены факты завышения стоимости работ. Так, излишне из бюджета были оплачены строительно-монтажные работы на общую сумму Br1,47 млрд. и проектно-изыскательские работы (выполнены ОАО "Брестпроект") на сумму Br308 млн. К этим нарушениям привело отсутствие со стороны заказчика должного контроля и технического надзора за соответствием строительно-монтажных работ, применяемых подрядчиками материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям действующих технических нормативных правовых актов и утвержденной проектно-сметной документации.
Выявлены факты необоснованного использования государственных средств на комплектацию объектов оборудованием и инвентарем. Так, управлениями капитального строительств, а также другими организациями в 2010-2012 годах с наценкой к отпускной цене предприятия-изготовителя в среднем 30% (а по отдельным наименованиям - более чем 60%) приобретено мебели на Br6,1 млрд. Стоимость оплаченной наценки из этой суммы составила Br1,1 млрд.
В ходе заседания коллегии обращено внимание заказчиков на имеющиеся нарушения законодательства при возмещении затрат, связанных с комплектацией строительных площадок оборудованием и материалами, а также при представлении в уполномоченные органы данных об объектах сверхнормативного незавершенного строительства, объемах выполненных подрядных работ, о финансовой деятельности предприятий.
Представители КГК обратили внимание еще на одну острую проблему в этой сфере, связанную с организацией технического надзора за строительством, реконструкцией, реставрацией и капитальным ремонтом зданий и сооружений, заказчиками по которым выступают бюджетные учреждения. Вскрылось, что в их штате отсутствуют аттестованные специалисты на выполнение надзора, при этом специализированные организации для его осуществления в ряде случаев не привлекаются.
Установлено, что в отдельных случаях технический надзор не осуществлялся. К примеру, при проведении капитального ремонта здания областного краеведческого музея в Бресте отсутствие технического надзора привело к тому, что подрядными организациями без разрешения Министерства культуры были выполнены и оплачены не предусмотренные проектно-сметной документацией работы на сумму Br670,5 млн. При этом в ходе проверки КГК установил завышение стоимости строительно-монтажных работ на Br21 млн.
По результатам заседания коллегии Комитета госконтроля Брестской области приняты решения, призванные исключить факты нарушений при использовании государственных средств на строительство социально значимых объектов. Коллегия потребовала от местных исполнительных органов власти, проектных организаций, заказчиков, а также участников строительства безусловного соблюдения законодательства при использовании госсредств на строительство объектов, надлежащего исполнения функций заказчика в строительной деятельности, своевременного и качественного изготовления проектно-сметной документации, улучшения координации деятельности участников строительства при невыполнении договорных обязательств, устранения выявленных проверкой нарушений и недостатков.