Предприниматель из Бреста брал 100-процентную предоплату за изготовление дверей и исчезал
Опубликовано 02.04.2014
Индивидуальный предприниматель обещал выполнить заказ за 15-30 дней. Однако потерпевшие не получали двери не через 30 дней, ни через 60. Теперь они решили объединиться и подавать сообща коллективный иск в суд.
На одном из городских интернет-порталов опубликована классическая история: молодая семейная чета решила заказать для своей квартиры новые межкомнатные двери. Долго и тщательно выбирали оптимальное для семейного бюджета предложение, пока не остановились на одном из ИП, который дал подходящую цену. В договоре, который подписали обе стороны, прописано, что деньги вносятся в виде 100 % (!) предоплаты, а вот сами двери молодые получат лишь через месяц. При этом очень четко и подробно прописана минимальная ответственность продавца, а вот права покупателей – буквально парой строк. Минуло уже больше 4 месяцев со дня заключения договора, а двери молодые супруги так и не увидели. После обращений во всевозможные инстанции выяснилось, что с претензией на подобные нарушения молодожены могут обратиться только в суд, так как ни уголовной составляющей, ни финансовых нарушений регулирующие органы не обнаружили. Многие обстоятельства неясны, поэтому мы решили провести подробное исследование этой истории.
Предыстория вопроса
Все началось пару лет назад, когда новые клиенты ИП Сергея Тупчика столкнулись с невыполнением заказов. Основным коньком предпринимателя были межкомнатные и входные двери, многие уже знали его как надежного специалиста и рекомендовали знакомым, тем более что цены были, как правило, ниже рыночных. Поэтому люди спокойно соглашались со 100-процентной предоплатой и сроком ожидания заказа в 15-30 дней. Каково же было удивление некоторых клиентов, когда ни через 15, ни через 30, ни через 60 и более дней никаких дверей они не получали. Более того, мастер начал скрываться, если ему звонили, бросать трубки, иногда сам перезванивал клиентам и просил подождать еще несколько дней, иногда – утверждал, что вот сегодня точно привезут новые двери, однако никто не приезжал.
Увы, но общество все еще удивительно наивно в юридическом отношении. Сознайтесь честно, дорогие читатели, часто ли вы внимательно читаете договоры, которые подписываете, особенно те места, которые написаны мелким шрифтом? Думаю, что нет. Отсюда и все наши беды – ведь многие недобросовестные предприниматели пользуются этим. Приведу лишь несколько выдержек из типового договора ИП Тупчика: «поставщик не несет ответственности за сроки выполнения дополнительных услуг, а также за точное время доставки и установки», «поставщик не несет ответственности за сроки установки заказа», «заголовки статей предназначены для удобства пользования текстом и не будут приниматься во внимание при толковании настоящего Договора» и т. д. Любой здравомыслящий человек должен понимать, что подписывать договор с таким текстом просто нельзя, тем не менее – подписывали!
Еще одной причиной подобных инцидентов, хоть и косвенной, можно назвать упорное нежелание брестчан активно пользоваться Интернетом в процессе выбора поставщика товаров/услуг. Всего лишь одна строчка в поисковике уже дала бы информацию к размышлению, стоит ли заказывать пусть и дешевые двери, но у мастера с непрочной репутацией (на потребительских форумах по Тупчику было предостаточно записей).
Факты, факты, факты
В распоряжении редакции оказались документы потерпевших, молодой семейной пары, которая еще в октябре 2013 года заказала у Тупчика двери более чем на 20 млн рублей. Для бюджета молодой семьи это была непосильная нагрузка, потребовалось взять кредит на предоплату. В результате вот уже 5 месяцев, как у супругов нет ни дверей, ни денег (кредит между тем приходится исправно погашать). После длительного хождения по разным инстанциям супруги, наконец, обратились в суд.
За прошедшую неделю к автору напрямую обратилось более 10 пострадавших от ИП Тупчика граждан. Мать-одиночка, пенсионеры, молодые пары – увы, но это представители самых незащищенных категорий населения. Причем география у Тупчика тоже обширная, обращения были не только из Бреста, но и из области. Кто-то из позвонивших просил не афишировать его имени, так как «мне начали возвращать деньги», кто-то попытался вернуть деньги самостоятельно (небезуспешно) путем личного общения с мастером. Большинство же пострадавших, кто еще не получил решения суда по своему делу, решили объединиться и подавать сообща коллективный иск.